Виталий Рагулин
Накануне министр обороны России Сергей Шойгу открыл уникальный историко-мемориальный комплекс «Партизанская деревня» в парке «Патриот» в подмосковной Кубинке. При строительстве в мельчайших подробностях был воссоздан быт партизанского отряда времён Великой Отечественной войны. В те годы в СССР действовали около 6,2 тыс. партизанских отрядов, а численность партизан и подпольщиков составляла около 1,3 млн человек. Одним из таких героев-партизан была Леокадия Ковтун.
Она провела юношеские годы, сражаясь за родину во время Великой Отечественной войны в рядах партизанской бригады имени Сергея Лазо во взводе автоматчиков. Леокадия Ковтун награждена орденом Отечественной войны I степени, медалью «Партизану Отечественной войны» I степени, медалью «За победу над Германией». Но, возможно, самая необходимая сейчас награда так и не была получена. Её внук, фотограф Виталий Рагулин, рассказал RT, что ветеран ВОВ, ныне гражданка Таджикистана, не имеет своего жилья.
«Мы жили вместе, но я вынужден был покинуть республику. Бабушка осталась там, вот сейчас ютится по родственникам. Квартиры своей нет, обещал ей президент республики Таджикистан квартиру, но пока результата нет», — сказал он в интервью телеканалу.
Он также пояснил, что его бабушка — белоруска по национальности, родилась в Белорусской ССР и там же сражалась во время ВОВ, но благодарности в виде жилья от государств-осколков ранее единой страны, между которыми она, увы, потерялась, так и не получила.
При этом сама Леокадия уже не в силах отстаивать свои права. Родственники помогали писать письма в различные инстанции, но отовсюду получили отказ.
«Она человек скромный, приезжала в Москву, даже со мной не встретилась. Она приезжала с делегацией», — поделился внук.
Внук Леокадии Ковтун тоже пробовал направлять запросы в различные ведомства, консультировался с юристами, но все они указывают на то, помощь должна быть оказана по месту жительства ветерана.
«За Родину воюем, но от неё ничего не получаем», — сказал Виталий Рагулин.
Как вспоминает сама ветеран, когда через две недели после начала войны немцы пришли в Белоруссию, уход к партизанам был единственной возможностью остаться в живых, поскольку оккупанты забирали детей на работы в Германию. Поэтому мать, не задумываясь, отправила её в партизанский отряд, а сама уехала к родственникам на Украину. «Не знаю, останешься ли ты жива, но там все наши...» — вспоминает Леокадия Дмитриевна её слова.
Леокадия Ковтун не раз рассказывала о своей героической молодости и о тех ужасах, которые ей пришлось пережить во времена тяжелейшего для страны испытания.
Сослуживцы ласково называли её Лялей.
Жили партизаны в лесах, постоянной крыши над головой не было. «При отступлении немцы прижали нас к болоту, у нас не было еды и даже питьевой воды, 3-4 суток мы ничего не ели, пили болотную воду», — вспоминает героиня.
Сейчас Леокадии Дмитриевне приходится жить не в своём жилье, а на квартирах у родственников. Уезжать из Таджикистана она не хочет, так как там родная теперь для неё земля, могилы близких людей. Так и живёт позабытая героиня — в ожидании обещанной правительством награды.
Также читайте: