По словам Гутенева, Центробанк мог бы установить круг банков, как, например, это сделано с гособоронзаказом, которые под невысокие 2–4% направляли бы кредиты на инвестиционные и инфраструктурные проекты, в агропромышленный комплекс на выращивание сельхозпродукции, на закупку оборудования и модернизацию высокотехнологичной промышленности.
Парламентарий также советует ограничить банкирам размер предельной маржинальной наценки в 1,5–2%.
«Регулятор, по нашему мнению, через коммерческие банки должен выделять промышленным предприятиям, в первую очередь высокотехнологичного сектора, а также производственным и перерабатывающим предприятиям аграрного сектора финансовые средства, «подкрасив» их для целевого использования. При этом доступ реальных производств к кредитам необходимо обеспечить ставкой в размере 2,5–4%, ограничив маржинальную наценку банками до 1,5%», — говорится в документе.
— Нужно установить круг банков и обеспечить полную прозрачность движения по счетам, как это сделано с гособоронзаказом, — предлагает Владимир Гутенев. — Считаю, что данные меры нужно не обсуждать, а уже реализовывать. Обращаю внимание Игоря Шувалова на то, что в непростых условиях, когда, с одной стороны, санкции, с другой стороны, нестабильность рынков в Юго-Восточной Азии формируют узкое окно возможностей, в короткий промежуток времени (счет идет на месяцы) нужно переформатировать основной акцент экономической политики на формирование внутреннего спроса.
Депутат уверен, что необходимо кардинально изменить политику финансово-экономического блока правительства и Центробанка.
— Предприятиям нужно дать кислорода! Эльвира Набиуллина (глава Центробанка. — «Известия»), на мой взгляд, совершает ошибку — очень осторожно и боязливо снижая по 1,5–2 пункта процентную ставку, вызывая тем самым непонимание и нервозность инвесторов, которые, ожидая дальнейшего снижения, откладывают реализацию проектов, намеченных ранее, — возмущается Владимир Гутенев.
Он напомнил, что сообщество промышленников оборонных предприятий неоднократно обращалось к главе ЦБ, прогнозируя серьезный спад промышленного производства еще в ноябре-декабре 2014 года, и предлагало динамично понизить процентную ставку по кредитам, «что делалось с большим опозданием и мелкими шажками, дезориентируя рынок и формируя потенциальные ожидания у инвесторов».
«В целях оживления отечественной промышленности мы неоднократно обращались в адрес Центробанка с просьбами скорейшего понижения ключевой ставки. Регулятор их выполнил, но недостаточными темпами и не на уровне ожиданий промышленного сообщества. Время, когда за счет более быстрого снижения можно было добиться роста национальной экономики, к сожалению, упущено», — сообщается в обращении к Шувалову.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремезов говорит, что крайне актуально создание таких механизмов финансирования предприятий стратегических отраслей в условиях дорогого кредита.
— Многие предприятия сталкиваются с дефицитом оборотных средств. Необходимы специальные механизмы — субсидирование государством части процентов по кредитам, но этого недостаточно. Возможно, пришло время рассмотреть вопрос о создании механизма неинфляционного финансирования стратегических отраслей, — считает Михаил Ремезов. — Хорошо, если бы политическое давление и активность деловых кругов поспособствовали бы тому, чтобы ЦБ рассматривал не только вопросы ограничения инфляции, но и вопросы экономического роста.
Член общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Иван Поляков также подчеркивает, что вопрос процентных ставок на национальном уровне является исключительной прерогативой Центрального банка Российской Федерации.
— Если мы хотим создать условия, более благоприятные для промышленности с точки зрения снижения ставок, то, наверное, правильнее делать это в рамках проводимой Центральным банком политики. Общей политики, которая бы не создавала искусственных условий, преференций тем или иным отраслям экономики, — полагает Иван Поляков.
В то же время эксперт уточняет, что уровень процентных ставок в России крайне высок, особенно в сравнении с любыми другими индустриально развитыми странами.
— Если в конечном итоге мы дождемся момента, когда ставки могут быть конкурентоспособными, то я буду только приветствовать такие решения, — заявил Иван Поляков.
Исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев говорит, что задача ЦБ — обеспечить устойчивость финансовой системы, заниматься курсом рубля и проблемами инфляции.
— Я за то, чтобы ЦБ помогал экономике, но через имеющиеся у него в руках инструменты: через возможности, связанные со снижением самого индикатора цены денег — это в его власти. Важно, чтобы сейчас продолжилась положительная динамика, и важно, чтобы они управляли инфляцией, чтобы она снижалась, — заявил Мурычев.
Также читайте: