Агентство национальной безопасности США прослушивало переговоры президентов Франции – Жака Ширака, Николя Саркози и Франсуа Олланда, утверждает WikiLeaks. США не отрицают обвинений. В Париже этим фактом возмущены и заявляют, что не потерпят вмешательства в дела страны. Вашингтон мог следить не только за Германией и Францией, но и за Россией, уверены эксперты.
Елисейский дворец жестко отреагировал на информацию о прослушке высокопоставленных чиновников спецслужбами США. Президент Франсуа Олланд провел экстренное совещание Совета безопасности, по итогам которого руководство республики заявило: «Франция не потерпит никаких действий, ставящих под угрозу ее безопасность и защиту ее интересов».
Вашингтон должен соблюдать свои обязательства, взятые, в частности, в 2013 году, после подобного скандала со спецслужбами США и телефонами французских граждан, подчеркнуто в коммюнике Елисейского дворца. В связи со шпионским скандалом посла США вызвали в МИД Франции, сообщило Reuters.
Напомним, накануне WikiLeaks опубликовал информацию о том, что Агентство национальной безопасности США в период с 2006-го по май 2012 года прослушивало телефонные переговоры и перехватывало электронные сообщения трех французских президентов – Жака Ширака, Николя Саркози и Франсуа Олланда, а также их ближайших помощников.
«Держава-гегемон не является ни союзником, ни другом Франции»
«Разоблачения, сделанные сайтом WikiLeaks, представляются чрезвычайно серьезными, – сказала депутат Европейского парламента, лидер французской партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен. – Это подслушивание несет прямую угрозу нашей национальной независимости, суверенитету и безопасности». Она потребовала жесткой реакции и, в частности, «выхода Франции с этого дня из переговоров о заключении договора о трансатлантическом экономическом партнерстве». «Мы не должны больше мириться с подобными методами, – считает лидер Нацфронта. – Французы должны осознать, что Соединенные Штаты – я говорю об американском правительстве, а не о народе – не являются ни союзным, ни дружественным государством».
«Соединенные Штаты – держава-гегемон, готовая ко всему, чтобы увеличить свой контроль над нашей страной, – подчеркнула Ле Пен. – Это не новая констатация, но были периоды в истории, даже недавней, когда правительство Франции выступало против этого посягательства на наши свободы, независимость, честь. Последний скандал должен побудить нас вновь осознать наши национальные интересы», – отметила она.
Ранее официальный представитель правительства республики Стефан Ле Фоль заявил, что разведдеятельность спецслужб США в отношении президентов Франции «неприемлема между союзниками». Как подчеркнул Ле Фоль, Париж «определенно потребует объяснений» от Вашингтона в связи с этой информацией.
Тем временем официальный представитель Совета национальной безопасности при Белом доме Нед Прайс поспешил заявить, что АНБ не прослушивает телефонные разговоры нынешнего главы французского государства. «Мы не нацелены и не будем нацеливаться на переговоры президента Олланда», – подчеркнул он.
«Мы не занимаемся разведывательной деятельностью за рубежом, если на то нет конкретной и обоснованной цели, касающейся обеспечения национальной безопасности (США). Это касается и рядовых граждан, и мировых лидеров», – добавил Прайс. Он указал, что США «тесно работают с Францией по всем вопросам, вызывающим международную обеспокоенность». США считают Францию своим «незаменимым партнером», заверил официальный представитель СНБ. Тем не менее он не пояснил, занимались ли спецслужбы США перехватом телефонных разговоров трех последних президентов Франции в прошлом.
Лавров не удивлен, Меркель «поражена и растеряна»
Между тем глава МИД России Сергей Лавров подметил подозрительную работу микрофонов на встрече «нормандской четверки». Сообщения WikiLeaks не вызывают удивления, добавил он. «Скажу, что сегодня, как раз когда мы вели переговоры, у нас периодически то выключались все микрофоны, то все микрофоны включались», – рассказал глава российского внешнеполитического ведомства.
Напомним, в июне 2013 года экс-сотрудник ЦРУ и АНБ США Эдвард Сноуден сообщил СМИ, что крупнейшие американские интернет-компании предоставили ЦРУ и АНБ доступ к своим серверам, что позволило спецслужбам получать любую информацию о пользователях по всему миру. Среди объектов слежки была и канцлер Германии Ангела Меркель. Узнав об этом, она «позвонила президенту Обаме и дала понять, что она однозначно отвергает такие действия, если они подтвердятся, и считает их совершенно неприемлемыми», заявил официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт.
Скандал с прослушкой телефона Меркель сильно ударил по национальной гордости германцев, отмечала ранее газета ВЗГЛЯД. Впрочем, никаких заметных последствий для внешнеполитического курса ведущей экономики Евросоюза после скандала не произошло.
В июле прошлого года немецкие СМИ вновь сообщили, что Ангела Меркель «поражена и растеряна» из-за сообщений об американском шпионе в немецкой разведке. Обвинения против гражданина Германии в шпионаже в пользу США «весьма серьезны, и, если они соответствуют действительности, это явно противоречит тем отношениям, которые должны быть между партнерами», сказала Меркель.
В сентябре 2013 года также сообщалось, что американское Агентство национальной безопасности вело слежку за президентами Бразилии и Мексики Дилмой Руссефф и Энрике Пеньи Ньето, прослушивая их телефонные разговоры и читая сетевую переписку.
Также Сноуден сообщил, что спецслужбы США в течение нескольких лет следили за миллионами граждан Бразилии, отслеживали телефонные соединения в Германии и Франции, прослушивали телефоны россиян, а также штаб-квартиры ООН и Международного агентства по атомной энергии. Эти данные вызвали крупный международный скандал.
«Не в ее интересах портить отношения с США»
Даже если факт прослушки спецслужбами переговоров Олланда подтвердится, отношения Франции и США кардинально не изменятся, заявил газете ВЗГЛЯД ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, специалист по Франции Сергей Федоров. Он напомнил, что скандалы с прослушиванием Ангелы Меркель также не завершились «каким-то особым похолоданием в отношениях Германии и США, хотя некоторые моменты и были».
Проведение экстренного совещания в Совете безопасности Франции, где обсуждалась сложившаяся ситуация, «жест больше для публики, общественного мнения, чтобы показать, что страна как-то реагирует на эти события», пояснил эксперт. Ждать каких-то резких демаршей со стороны Франции не приходится, считает он.
Федоров напомнил, что сейчас не времена де Голля, когда страна могла проводить более самостоятельную политику и позиционировать себя как независимого игрока на международной арене.
«Тогда, в биполярную эпоху, Франция обладала определенным политическим маневром. Сейчас же времена изменились, Франция прочно находится в атлантическом лагере, она вернулась в НАТО, она – член ЕС. Поэтому, даже несмотря на свою какую-то особую позицию, она равняется на партнеров. Не в ее долгосрочных интересах портить отношения с США», – отметил Федоров. Он напомнил, что предыдущим французским президентам, прежде всего Саркози, пришлось многое предпринять, чтобы «избавиться, как говорил он, от системного антиамериканизма». «И опять возвращаться к сложным отношениям с США для Франции невыгодно», – уверен он.
При этом собеседник отметил, что, как бы США ни пытались оправдать свои шпионские способности, аргумент, что так делают все спецслужбы, неубедителен. «Может быть, такая практика и существует, но со стороны США, как мы знаем по сведениям WikiLeaks и Сноудена, степень прослушки охватывает чуть ли не весь мир: миллиарды телефонных разговоров, электронной переписки – это запредельные цифры, – сказал эксперт. – Определенное общественное мнение складывается, и это не идет на пользу имиджу США, которые все время позиционируют себя защитниками прав человека, свобод и прочего, что не вяжется с реальной практикой».
Он отметил, что в зоне интересов США, попадающих под прослушку, скорее всего, страны, которые представляют для Штатов какую-то угрозу или геополитический интерес. «Я бы прежде всего не исключал нашу страну. Здесь не надо питать иллюзий по поводу демократичности наших «заокеанских партнеров». В силу этого слежка идет и за европейскими лидерами, потому что принятие политических решений требует хорошей, порой упреждающей информации для того, чтобы быстро среагировать», – подчеркнул эксперт.
Также читайте: